образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 31» (далее - ДОУ), единые требования к форме и содержанию планирования образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО, с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой образовательной программы ДОУ. Положение является локальным нормативным актом, принимается Педагогическим советом МБДОУ и утверждается приказом заведующего МБДОУ. 2. Цели и задачи 2.1. Цель «Гибкого» планирования — организация и управление образовательным процессом, обеспечивающим реализацию образовательной программы ДОУ. Образовательная программа ДОУ предполагает форму реперного (точечного) планирования года (общепризнанные праздники и обязательные образовательные события закреплены в годовом плане воспитательной работе ДОУ» и гибко текущего планирования образовательной деятельности, которая обеспечивает поддержку интересов детей и открывающей возможность инициативы и участия детей, их родителей и других партнеров в текущем планировании образовательной деятельности. 2.2. Создание образовательных условий для достижения детьми целевых ориентиров в соответствии с их возрастом. 2.3. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. 2.4. Вовлечение в образовательный процесс всех участников (родителей/законных представителей воспитанников, детей, специалистов ДОУ). 2.5. Систематизация профессиональной деятельности педагогов. 3. Принципы планирования 3.1. Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. 3.2 Соответствие критериям полноты и достаточности и интеграция отдельных образовательных областей. Предполагается всестороннее социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Наличие образовательных областей не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. 3.3. Поддержка разнообразия детства ДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения. 3.4. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии - человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития. 3.5. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. 3.6 Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Ориентация на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. 3.7 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений — как детей, так и взрослых в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. 3.10 Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности 3.11 Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. 4. Требования к планированию. 4.1. Планирование и построение образовательной деятельности происходит на основе возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования; ребёнок признается полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; учёт возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту детей и особенностям их развития. 4.2. В перспективном планировании одна тема объединяет все вид деятельности. 4.3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов. 4.4. Учет местных, региональных особенностей и погодных условий. 4.5. Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс). 4.6. Разумное чередование специально организованной совместной и самостоятельной, игровой деятельности детей. 4.7. Учет уровня развития детей, исходя из показателей мониторинга, наблюдения за воспитанниками (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам). 4.8. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психологическая гимнастика, релаксация, музыка). 4.9. Планируемая деятельность должна быть мотивирована, исходить из интересов детей. 4.10. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. 5. Организация работы 5.1. При планировании образовательной деятельности педагоги опираются на образовательную программу ДОУ, разработанной на основе ФОП ДО. 5.2. Педагоги имеют право выбора ведения документации при реализации образовательного процесса. Воспитателям, имеющим недостаточный опыт работы, рекомендуется оформлять план в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с ФГОС ДО к структуре образовательной программы, использовать ежедневное календарное планирование. Воспитателям, имеющим большой опыт работы с младшей группы, и воспитателям, работающим на старшем дошкольном возрасте рекомендуется осуществлять планирование, исходя из интересов детей, использовать гибкое планирование, составляя план – проект «Паутинка» совместной деятельности педагога и детей. В него вносят предложения, идеи детей, родителей, окончательное оформление плана может занимать 1-3 недели (приложение 1) 5.3. Педагоги планируют образовательную деятельность с учетом всех видов деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, исследовательской, художественно-эстетической, трудовой, физической, фольклора и чтения художественной литературы, коммуникативной. 5.4. При планировании образовательной деятельности педагоги придерживаются учебного плана. Педагоги вправе варьировать и интегрировать образовательную деятельность, отраженную в учебном плане в соответствии с интересами воспитанников 5.5. Сотрудничество Организации с семьей. Предполагается разнообразие форм сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. 5.6. Сетевое взаимодействие с организациями. Приобщение к природе и истории родного края. 5.7. содействие к проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов. 6. Документирование 6.1. Проектно – тематическое планирование. Так как образовательный процесс в ДОУ осуществляется исходя из интересов детей, проектно – тематическое планирование отталкивается от тем интересных детям и планируется на одну, две недели (заполняется экран тем). Педагоги включают проектно – тематическое планирование в свои рабочие программы. Проектно – тематическое планирование включает в себя дату начала и окончания, темы занятий, литературу. 6.2. Журнал или экран индивидуального наблюдения за воспитанниками. Для индивидуализации образовательного процесса педагоги ведут журнал или экран наблюдения за воспитанниками. На каждого воспитанника заводится лист индивидуального наблюдения (тетрадь на усмотрение педагога), где записывается дата наблюдения за воспитанником. Записи наблюдения не должны содержать оценочных суждений. Записи служат для планирования индивидуальных и подгрупповых заданий при реализации образовательной деятельности. 6.3. Мониторинг педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками. При планировании образовательной деятельности педагоги используют результаты мониторинга педагогического взаимодействия, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс. 6.4. Гибкое планирование. При реализации гибкого планирования план образовательной деятельности составляется исходя из интересов детей. Тема недели выбирается детьми и педагогом на утреннем рефлексивном круге, воспитатели на рефлексивном круге записывают какие вопросы волнуют детей. Путём голосования определяется тема недели. Опираясь на технологию Л.В.Свирской «Модель трёх вопросов» (Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать? приложение 2) воспитатели совместно с детьми намечают план совместной деятельности, который ежедневно обновляется, работа по нему осуществляется пока не исчезнет интерес детей. Педагог уточняет у детей, что они хотят узнать, о чем поговорить, что дети уже знают по выбранной теме, мотивацию детей к освоению конкретной темы, ее актуальность для детей. Педагог предлагает детям самим решить, чем они будут заниматься во время образовательной деятельности, в зонах активности, на прогулке и т.д., совместно определяют форму организации деятельности. Педагог, совместно с детьми, выбирает способ оформления планирования на рабочую неделю. Это могут быть записи педагога, рисунки детей, картинки, записи и зарисовки схематичные детей, главное, чтобы это было совместное планирование деятельности, рожденное в обсуждении, основанное на предложениях детей. В течение всей недели возможны изменения и дополнения. При применении «гибкого» планирования, привычное календарное планирование не требуется. При выборе педагогом гибкого планирования, он прописывает это в своей Рабочей Программе. При гибком планировании план работы не привязывается к конкретному дню недели, сетке занятий и т.д. так как вся образовательная ситуация интегрирует все образовательные области. Образовательная ситуация не прекращается во время режимных моментов, прогулки, круга и т.д. импровизация, стихийно возникшие игры, беседы также заносятся в план и отмечаются выполненные задачи. Выполнение задач развития и воспитания контролирует сам педагог, руководствуясь образовательной программой, разработанной на основе ФГОС ДО, ФОП ДО, планируемыми результатами. Во время образовательной деятельности (самостоятельной деятельности детей, деятельности детей в центрах активности) педагог ведет наблюдение за детьми с фиксацией результатов наблюдения в журнале, для последующего анализа и будущего планирования образовательной деятельности для каждого ребенка (по результатам анализа наблюдений). Период реализации, запланированной деятельность (указаны дни недели примерно); образовательные задачи по всем образовательным областям (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование основ гражданственности и патриотизма, социальные отношения, формирование безопасного поведения, математические представления, окружающий мир, приобщение к искусству, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, аппликация, лепка, конструктивно – модельная деятельность, двигательная деятельность); задачи воспитательного и развивающего характера, решаемые совместной и самостоятельной деятельности с детьми, в режимных моментах; задачи, направленные на формирование культурно - гигиенически навыков в соответствии с возрастом детей; чередование всех видов деятельности и соответствующих форм и организации на каждый день в группе и на прогулке; отражать взаимодействие с родителями законными представителями направленное на педагогическое просвещение и установление доброжелательных взаимоотношений с целью создания комфортных условий развития детей (обсуждения успехов и достижений детей, проблемные ситуации); отражать индивидуальную работу с детьми в зависимости от их потребностей и особенностей развития (дети испытывающие затруднения в освоении задач ОП, дети с одаренностью, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации); отражать коррекционную работу с детьми, в соответствии с рекомендациями заключения ПМПК и психолого-педагогического консилиума ДОУ (ППк); отражать изменения и преобразования РППС в ходе реализации проекта, а также необходимые материалы и оборудования для организации запланированной деятельности с детьми (список детской литературы для чтения, энциклопедий, названия дидактических пособий, игр, сюжетноролевых игр); отражать формы, методы и приемы организации деятельности; отражать содержание всех видов детской деятельности объединенной общей темой недели; содержать краткое описание итогового мероприятия недели; содержать описание деятельности на прогулке (наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.), за явлениями природы; подвижная игра (планируется с учетом погоды, особенностей сезона); спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа по развитию движений, которые не усвоили материал (3-7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам; труд (по желанию детей - чем хотят заняться); содержать деятельность, направленную на здоровье сбережение детей (различные виды гимнастик (утренняя, зрительная, закаливающие процедуры); при гибком планировании учитывается режим дня, прогулка, культурные практики, работа с родителями, занятия проходят в интеграции различных видов деятельности (см. п. 5.3), педагог имеет право варьировать занятия в течение недели с условием выполнения учебного плана (см.п.5.4.). 6.6. Проектно - тематическое планирование образовательной работы; журнал индивидуального наблюдения за воспитанниками; Использование ежедневного плана образовательной деятельности или листа гибкого планирования «Паутинка»; Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым Положением. Изменения, дополнения принимаются решением на Педагогическом совете ДОУ и утверждаются заведующим. 7. Контроль. 7.1 Контроль за организацией образовательного процесса (в соответствии с гибким планированием) осуществляет старший воспитатель и заведующий ДОУ. 7.2 При проведении контроля при гибком планировании учитывается соблюдение Санитарных привил и нормативов, распорядка дня, принципов ФГОС ДО, образовательной программы МБДОУ. 7.3 Образовательная ситуация имеет место во всех режимных моментах, культурных практиках, самостоятельной деятельности детей. 7.4 Педагоги групп имеют право обращаться за консультацией к старшему воспитателю, заведующему МБДОУ. Приложение №1 Модель трех вопросов. Проект: « » Дата: начало _________ окончания __________________ Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать чтобы узнать? Приложение № 2 План – «Паутинка» Центр искусства Центр книги, грамоты Центр математики Центр науки Тема: «_____________» Начало: ______ Центр кулинарии Окончание: ______ Центр игры Центр строительства