Положение об организации инклюзивного образования.pdf

 для получения без дискриминации качественного образования;
 для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения наиболее
подходящие и в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности;
 для социального развития
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей
с разными психофизическими особенностями развития и организация
развивающего пространства без барьерной среды, позволяющих детям с
ограниченными возможностями здоровья получение качественного
дошкольного
образования
в
соответствии
с
Федеральными
государственными образовательными стандарт
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
 разработку и реализацию адаптированной основной образовательной
программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного
учреждения;
 обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и
выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и
семейных ресурсов;
 создание
комфортного
пространства
для
всех
участников
инклюзивного обучения в ДОУ;
 создание эффективной системы психолого – педагогического
социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания
специальных образовательных условий, коррекции особенностей их
психофизического развития, эмоционально - волевой сферы, активизации
познавательной деятельности формирования социальных навыков и
компетенций;
 формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей
(законных представителей), педагогов и социального окружения;
 формирование
междисциплинарной
команды
специалистов
организующих образовательную деятельность на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих
моделей обучения:
 полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации,
осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с
учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники,
мероприятия и др.;

 частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на
дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями
(законными представителями) посещением образовательной организации,
участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми
не имеющими нарушений в развитии;
 внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные
возможности здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному
учебному плану и посещают кружки и др. по согласованию с родителями
(законными представителями).
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют
следующие принципы:
 принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм методов и
средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей
каждого из воспитанников группы детского сада. Индивидуальный план
работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального
состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития
конкретного воспитанника;
 принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника
основывается на формировании социально - активной личности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
 принцип активного включения в образовательную деятельность всех
его участников необходим для разработки условий с целью достижения
плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают
каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
 принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации
методов и средств обучения и воспитания детей возможностью дальнейшего
их диагностирования для составления образовательного маршрута на
каждого конкретного ребенка;
 принцип
вариативности
предполагает
наличие
вариативной
развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы
обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном
учреждении;
 принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников используют для установления
доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
 принцип динамического развития дошкольного образовательного
учреждения.
4.
Организация
инклюзивного
образования
в
дошкольном
образовательном учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными
условиями для получения образования понимаются условия обучения,
воспитания и развития детей, включающие в себя использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов,
специальных
электронных
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора),
оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь,
проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение
доступа
в
здания
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно
или
затруднено освоение
основных образовательных
программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии
с адаптированной основной образовательной программой ДОУ и детейинвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации /
абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашена обучение
ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см.
Приложение 1);
 заключение психолого – медико - педагогической комиссии о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;
 справка медико - социальной экспертизы, подтверждающей статус
«ребенок-инвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
 предварительный
этап
включает
определение
потребностей
воспитанника и запросы родителей (законных представителей специалистов,
осуществляющих психолого – педагогическое - сопровождение
воспитанников с ОВЗ и заключение договоров между ДОУ и родителями
(законных представителей) воспитанников;
 диагностический этап устанавливает изучение возможностей и
дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплекс психолого педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения
данного этапа выносится заключение психолого – медико - педагогической
комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
 основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АОП
дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с
выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в
специально организованных группах компенсирующей и комбинированной
направленности (общеразвивающей направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети,
имеющие:

 общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развит фонетикофонематическое недоразвитие речи;
 фонетическое недоразвитие речи;
 нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
 заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей
направленности не должно превышать:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи 12
воспитанников в возрасте старше 3 лет;
 для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - детей в
возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3
лет;
 для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степенью - 8
детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей обеих
возрастных групп;
 для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не
должно превышать:
 в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 в возрасте старше 3 лет, в том числе: не более 10 детей, в том числе не
более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной,
тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра или детей со
сложным дефектом;

 не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (и детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или с умственной отсталостью легкой
степени;
 не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой
психического развития, детей с фонетико –фонематическим нарушениями
речи.
4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей
или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3
лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня,
соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей
каждой возрастной группе с предельной наполняемостью 6 и 12 человек
соответственно.
4.10. комплектовании групп комбинированной направленности не
допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в
развитии учитываются направленность адаптированных образовательных
программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.
4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на
инклюзивное образование определяются условия технология включения их в
функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей
направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна
предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении
специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной
категории лиц с ОВЗ.
4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
 по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический
подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационно –
методических, технических);
 по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами
и педагогами-психологами, его психологического сопровождение;
 по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи;
 по
привлечению
родителей
(законных
представителей)
в
коррекционно-педагогическую деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования осуществляется на основании письменного заявления родителей

(законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого
– медико - педагогической комиссии (ТПМПК).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными
представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном
порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей - инвалидов по АООП
является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в
соответствии с годовым планом ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и
инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния
здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы
принятия и поддержки.
4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник,
родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится
работа с целью организации тесного взаимодействия сотрудничества для
достижения значимых результатов.
4.20. Доказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ
инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их
медицинской и педагогической компетентности способствует вовлечению
родителей (законных представителей образовательную, коррекционноразвивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за
развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в
ДОУ.
4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое
определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.22. Общее психолого – медико - педагогическое сопровождение,
динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного
образования
осуществляется
ППк
дошкольного
образовательного
учреждения.
4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развитие детей с
ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально развлекательных,
спортивно-оздоровительных
и
иных
досуговых
мероприятий в ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью
направляются на ТПМПК (психолого – медико - педагогическую комиссию)
для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или
специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных
формах образования с детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;

 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра
в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях,
прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживании
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных
формах образования с родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных
формах образования с педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных
направлений работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей
родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные
занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим
вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Учитель - дефектолог разрабатывает и ведет следующие документы
в ДОУ:
 положение о работе учителя – дефектолога;
 план работы на текущий учебный год;
 график работы и циклограмма рабочего времени;
 журнал
учета
посещаемости
коррекционных
занятий
с
воспитанниками;
 сведения о детях: список детей, нуждающихся в коррекционно –
педагогической помощи, с указанием возраста и характера нарушения с
заключением ТПМПК, заключение ИПР (копии); сведения о детях
инвалидах; договор (согласие) между ДОУ и родителями о психолого –
медико – педагогическом сопровождении и обследовании ребенка;
 индивидуальные адаптированные программы развития и обучения;
 журнал учета индивидуальной работы;
 дефектологическое представление на воспитанника для предоставления
на ТПМПК;
 тетрадь взаимодействия учителя – дефектолога с воспитателями
группы;
 журнал консультаций для родителей воспитанников;
 анализ деятельности учителя – дефектолога за год;

 паспорт кабинета.
Общее руководство работой учителя – дефектолога осуществляет
заведующая
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
 утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический
пункт дошкольного образовательного учреждения;
 годовой план работы учителя-логопеда;
 расписание
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий,
с
воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт дошкольного
образовательного учреждения.
 выписка из протокола заседания ТПМПК по вводу и выводу детей из
логопедического пункта.
 речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический
пункт дошкольного образовательного учреждения.
 индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника,
зачисленного в логопедический пункт.
 акт обследования речевой деятельности.
 индивидуальные тетради воспитанников.
 журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного
учреждения.
 список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых
нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного
обследования.
 планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с
детьми.
 график работы учителя-логопеда.
 журнал динамического наблюдения.
 журнал учета движения детей на логопункте.
 журнал учета посещаемости.
 паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного
учреждения.
 рабочая программа.
 отчет о результатах работы за учебный год.
Непосредственно руководство работой логопедического пункта
осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением, в
ведении которого находится логопункт.
Контроль над работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, а также городской
(районной) ТПМПК.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 положение о психологической службе;
 положение о работе педагога психолога дошкольного образовательного
учреждения;

 годовой план работы;
 календарный план;
 банк психодиагностических методик;
 листы коррекционной работы;
 результаты психологического обследования;
 журнал регистрации индивидуальных консультаций;
 журнал запросов;
 план и программы коррекционной работы;
 методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических
работников;
 рекомендации
для
родителей
(законных
представителей)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются
на заседаниях психолого-педагогического консил
7. Участники инклюзивного образования в детском сад
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении являются:
 ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
 родители (законные представители) воспитанников;
 учитель-логопед;
 воспитатель;
 педагог-психолог;
 учитель-дефектолог;
 тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно - психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной
атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и
своевременном развитии и социальной адаптации
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать
законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в
соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами характером
коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий
по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их
родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения
7.5.
Основным,
ведущим
специалистом,
проводящим
и
координирующим коррекционно-образовательную работу в группе детей с
ОВЗ, является учитель-дефектолог.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;

 принимает решение об организации инклюзивного образования в
группах общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения
инклюзивного образования;
 осуществляет контроль за освоением образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с
ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного
образования в соответствии с действующим законодательством;
 взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществлять контроль за освоением образовательных программ
воспитанников с ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и
состояние их здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке,
посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АОП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Заявление
о согласии обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной образовательной программе
Я ____________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
проживающая (ий) по адресу _____________________________________
прошу оказать помощь моему ребенку _____________________________
ФИО ребенка, дата рождения
испытывающему трудности в освоении основной образовательной
программы ДОУ, развитии и социальной адаптации.
Руководствуясь статьей 55 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 –
ФЗ «Об образовании в Российской федерации» и на основании рекомендаций
психолог – медико – педагогической комиссии (коллегиальное заключение от
«___» __________ 20___г. № ______ протокола), заявляю о согласии на
обучение моего ребенка по адаптированной основной образовательной
программе для детей в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 31 «Одуванчик»
Приложение: копия коллегиального заключения ТПМПК
«___»__________ 20___г.
дата

_______/______________________
подпись/расшифровка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».