для получения без дискриминации качественного образования; для коррекции нарушений развития и социальной адаптации; для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности; для социального развития 1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно. 2. Цель и задачи инклюзивного образования 2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства без барьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандарт 2.2. Задачи инклюзивного обучения включают: разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения; обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ; создание эффективной системы психолого – педагогического социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально - волевой сферы, активизации познавательной деятельности формирования социальных навыков и компетенций; формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; формирование междисциплинарной команды специалистов организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения: полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.; частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми не имеющими нарушений в развитии; внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и посещают кружки и др. по согласованию с родителями (законными представителями). 3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально - активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка; принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. 4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОУ и детейинвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации / абилитации ребенка-инвалида. 4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь: заявление родителей (законных представителей) о соглашена обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1); заключение психолого – медико - педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; справка медико - социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид». 4.4. Этапы реализации инклюзивного образования: предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей специалистов, осуществляющих психолого – педагогическое - сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договоров между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплекс психолого педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого – медико - педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АОП дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ. 4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально организованных группах компенсирующей и комбинированной направленности (общеразвивающей направленности). 4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развит фонетикофонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; нарушение звукопроизношения - фонетический дефект; заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети инвалиды, с нарушениями речевого развития. 4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи 12 воспитанников в возрасте старше 3 лет; для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степенью - 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей обеих возрастных групп; для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп. 4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; в возрасте старше 3 лет, в том числе: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра или детей со сложным дефектом; не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (и детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или с умственной отсталостью легкой степени; не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико –фонематическим нарушениями речи. 4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группе с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. 4.10. комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на инклюзивное образование определяются условия технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия). 4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия: по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно – методических, технических); по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами-психологами, его психологического сопровождение; по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи; по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую деятельность. 4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого – медико - педагогической комиссии (ТПМПК). 4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей - инвалидов по АООП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым планом ДОУ. 4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия сотрудничества для достижения значимых результатов. 4.20. Доказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности способствует вовлечению родителей (законных представителей образовательную, коррекционноразвивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ. 4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.22. Общее психолого – медико - педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного образовательного учреждения. 4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развитие детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ. 4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ТПМПК (психолого – медико - педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ 5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: беседы и чтение художественной литературы; моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; индивидуальные занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; проведение режимных моментов образовательной деятельности; формирование навыков саморегуляции и самообслуживании 5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: тематические родительские собрания и консультации; доступная информация о работе по инклюзии. 5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; детско-родительские группы: комплексные занятия для детей родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка. 6. Документация по организации инклюзивного образования 6.1. Учитель - дефектолог разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ: положение о работе учителя – дефектолога; план работы на текущий учебный год; график работы и циклограмма рабочего времени; журнал учета посещаемости коррекционных занятий с воспитанниками; сведения о детях: список детей, нуждающихся в коррекционно – педагогической помощи, с указанием возраста и характера нарушения с заключением ТПМПК, заключение ИПР (копии); сведения о детях инвалидах; договор (согласие) между ДОУ и родителями о психолого – медико – педагогическом сопровождении и обследовании ребенка; индивидуальные адаптированные программы развития и обучения; журнал учета индивидуальной работы; дефектологическое представление на воспитанника для предоставления на ТПМПК; тетрадь взаимодействия учителя – дефектолога с воспитателями группы; журнал консультаций для родителей воспитанников; анализ деятельности учителя – дефектолога за год; паспорт кабинета. Общее руководство работой учителя – дефектолога осуществляет заведующая 6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию: утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения; годовой план работы учителя-логопеда; расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. выписка из протокола заседания ТПМПК по вводу и выводу детей из логопедического пункта. речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт. акт обследования речевой деятельности. индивидуальные тетради воспитанников. журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения. список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования. планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми. график работы учителя-логопеда. журнал динамического наблюдения. журнал учета движения детей на логопункте. журнал учета посещаемости. паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения. рабочая программа. отчет о результатах работы за учебный год. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится логопункт. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением, а также городской (районной) ТПМПК. 6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: положение о психологической службе; положение о работе педагога психолога дошкольного образовательного учреждения; годовой план работы; календарный план; банк психодиагностических методик; листы коррекционной работы; результаты психологического обследования; журнал регистрации индивидуальных консультаций; журнал запросов; план и программы коррекционной работы; методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических работников; рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях психолого-педагогического консил 7. Участники инклюзивного образования в детском сад 7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении являются: ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; родители (законные представители) воспитанников; учитель-логопед; воспитатель; педагог-психолог; учитель-дефектолог; тьютор. 7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно - психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации 7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами характером коррекционных методов их обучения. 7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения 7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учитель-дефектолог. 7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ 8.1. Администрация ДОУ: проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ. 8.2. Педагоги обязаны: организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АОП; педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Заявление о согласии обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной образовательной программе Я ____________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) проживающая (ий) по адресу _____________________________________ прошу оказать помощь моему ребенку _____________________________ ФИО ребенка, дата рождения испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы ДОУ, развитии и социальной адаптации. Руководствуясь статьей 55 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» и на основании рекомендаций психолог – медико – педагогической комиссии (коллегиальное заключение от «___» __________ 20___г. № ______ протокола), заявляю о согласии на обучение моего ребенка по адаптированной основной образовательной программе для детей в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 31 «Одуванчик» Приложение: копия коллегиального заключения ТПМПК «___»__________ 20___г. дата _______/______________________ подпись/расшифровка