Дополнительная общеобразовательная программа Цветные ладошки

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБДОУ «Детский сад № 31»
Название программы
«Цветные ладошки»
Направленность программы
Художественно - эстетическая
Уровень программы
Базовый
ФИО автора (составителя) Педагог дополнительного образования
программы
Год разработки
2025
Где, когда и кем утверждена
Принята на педагогическом совете, Протокол № 1.
дополнительная
от 29.08.2025
образовательная
Утверждена заведующим МБДОУ «Детский сад №
программа
31» Антоновой Л. Ю. Приказ № 113-1 /01-16 от
«29» августа 2025 г.
Информация о наличии
Внутренняя
рецензии / экспертного
заключения
Направленное и последовательное воспитание у
Цель
детей
эстетической
культуры
в
целях
формирования эстетического отношения к
окружающему
миру
и
творческой
самореализации.
Задачи программы:
Задачи
1.
раскрыть
природу
изобразительного
искусства, как результат творческой деятельности
человека.
2.
формировать эстетическое отношение к
изобразительному искусству, как отражению
жизни во всем ее многообразии, к окружающей
действительности в целом и к самому себе, как
части мироздания.
3.
развивать эстетическое восприятие, как
эмоционально – интеллектуальный процесс
«эстетического переживания пережитого».
4.
Знакомить с деятельностью художника (и
народного мастера) на всех его уровнях:
восприятие – исполнительство – творчество.
5.
формировать
многочисленный
опыт
художественной деятельности на основе освоения
«языка искусства» и общей ручной умелости.
Ребенок проявляет устойчивый интерес к
Планируемые
результаты проявлению красоты в окружающем мире и
освоения программы
искусстве; демонстрирует бережное отношение к
произведениям искусства и памятникам культуры,
эстетически
привлекательным
объектам,
музейным экспонатам; высказывает желание
принимать посильное участие в их сохранении.
Проявляет исследовательское поведение,

Срок реализации программы
Количество часов в неделю /
год
Продолжительность занятий
Возраст учащихся
Формы занятий
Методическое обеспечение

инициативу,
самостоятельность
и
индивидуальность в процессе освоения искусства.
Называет, узнает, описывает некоторые
известные произведения, архитектурные и
скульптурные объекты, предметы народных
промыслов. В процессе восприятия произведений
искусства обращает внимание на средства
выразительности (цвет, линию, ритм, композицию
и другие), некоторые особенности построения
композиции в произведениях живописи и
графики, средства архитектуры, декоративноприкладного искусства.
Экспериментирует в создании образа; в
процессе собственной деятельности проявляет
инициативу; проявляет самостоятельность в
процессе
выбора
темы,
продумывания
художественного образа, выбора техник и
способов создания изображения; самостоятельно
сочетает изобразительные техники и материалы.
Демонстрирует
высокую
техническую
грамотность. Планирует деятельность, умело
организует рабочее место, проявляет аккуратность
и организованность в процессе выполнения,
бережное отношение к материалам.
2 года
1/36
30-40 минут
с 5 до 7 лет
очная
1.
Лыкова И. А. Парциальная программа
художественно – эстетического развития детей 2-7
лет в изобразительной деятельности «Цветные
ладошки».– М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
2.
Лыкова И.А. «Методические рекомендации
в
вопросах
и
ответах
к
программе
художественного образования в детском саду
«Цветные ладошки» – М.: ИД «Цветной мир»,
2019 г.
3.
Лыкова И.А. «Современные подходы к
проектированию
образовательной
области
художественно – эстетическое развитие от
концепции к практике» – М.: ИД «Цветной мир»,
2019 г.
4.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. Первая младшая группа. Уч. –
метод. пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
5.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность

Условия
программы
специальные
ИКТ и др.)

реализации
(инвентарь,
помещения,

в детском саду. Вторая младшая группа. Уч. –
метод. пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
6.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. Средняя группа. Уч. – метод.
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
7.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. Старшая группа. Уч. – метод.
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
8.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. Подготовительная группа. Уч. –
метод. пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
Мольберт, цветные карандаши (18-24 цвета),
простые и многоцветные, кисти беличьи или
колонковые (3 размера для каждого ребёнка),
краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина,
палитры детские, стаканчики для воды, подставки
под кисти, бумага (белая, цветная), картон (белый
цветной), ткань, ножницы для ручного труда,
клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12
цветов), стека, дырокол, скотч, геометрические
фигуры из бумаги и картона, предметы для
натуры и (муляжи овощей и фруктов, предметы
быта) и др. Нетрадиционные материалы: солёное
или заварное тесто, природный материал,
разноцветные
шнурки,
шерстяные
нитки,
пуговицы, бусины, ватные палочки, губки, песок
(цветной декоративный и чистый речной). Для
развития эстетического восприятия: произведения
народного и декоративно – прикладного
искусства, книги по искусству, репродукции.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
образовательная
программа
«Цветные
ладошки»,
художественной направленности является модифицированной и составлена на основе
авторской парциальной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» с изменением
и учётом особенности возраста и уровня подготовки детей.
Направленность программы: художественно - эстетическое
Актуальность программы: формирование у дошкольников эстетического
отношения к действительности впервые разработана в связи с генезисом
изобразительной деятельности, направленной
на интеграцию и гармонизацию
отношений с миром в процессе личностного роста ребёнка – дошкольника. На основе
междисциплинарного анализа выстроена и в современном дошкольном образовании
реализована принципиально новая стратегия формирования у детей 5-7 лет
эстетического отношения к миру, как эффективный путь интеграции в родную и
общечеловеческую культуру.
Сложный духовный феномен «Эстетическое отношение» исследован, как
метакатегория
педагогики
искусства,
интегрирующая
гносеологический,

эмоциональный, аксиологический и деятельный компоненты в соответствии с
целостной структурой социокультурного опыта ребёнка – дошкольника. На этой
методологической основе разработана концепция обновления целеполагания и
содержания эстетического воспитания дошкольников, придания ему целостного и
культуросообразного характера. Предложено и научно обосновано новое решение
традиционной задачи модернизации содержания художественного образования, а
именно: выявление путей амплификации и амплификаторов художественного развития
(общение с «живым искусством» и его носителями). Разработаны новые методы
исследования – «теоретической матрицы» и «межпредметной трансляции».
В целях реализации новой стратегии спроектировано инвариативное содержание
художественного образования, как проблемное поле культуры, которое дети творчески
осваивают в условиях интеграции изобразительной и познавательной деятельности,
приобретая в результате идеальное знание (внеконтекстное, осмысленное, пережитое).
Научно обосновано и доказано гипотетически выдвинутое предложение о том, что
основанием интеграции выступает формируемая система эстетических обобщений.
В результате найдены и системно выстроены методологические основания
научной концепции и авторской стратегии формирования у детей 5-7 лет эстетического
отношения к миру.
Особенности
организации
образовательного
процесса
программы:
основополагающая идея программы состоит в том, что художественная деятельность
на всех её уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организует как
вхождение ребёнка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд
принципиальных положений.
Первое. Изобразительная деятельность предстаёт перед детьми как искусство. При
этом принципиально меняется традиционное понимание методики, как системы
способов, методов и приёмов, искусственно привнесённых педагогом «извне».
Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения,
когда каждый ребёнок не только переживает, но и «сопровождает» содержание на
уровне культурных и личностных смыслов, проходя в свёрнутом виде через
«эстетическое ускорение». (И.Л.) путь развития общечеловеческой культуры.
Методика, в свою очередь, выступает обобщённым способом образной конкретизации
универсального содержания изобразительного искусства, на деле осуществляя принцип
приоритета содержания по отношению к методам.
Второе. Центральным в новом содержании становится не конкретные темы,
образы или настроения, а проблемы, как способ постижения ребёнком окружающего
мира и своего бытья в этом мире. В соответствии со спецификой предметного
содержания, проблемы изобразительного искусства выражены эстетическими
категориями в форме бинарных оппозиций: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/лож,
живое/неживое, реальность/фантазия и многое др. Эти понятия предстают, как
проблемное поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе
на основе эмпатии, мышления и воображения. В результате не искусство «опускается»
до ребёнка, а ребёнок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в
культуросообразном образовании на всех его ступенях.
Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека
(художника, мастера, педагога), который передаёт выкристаллизовавшийся опыт
человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек – носитель культуры
– формирует у ребёнка разноплановый опыт общения с искусством: восприятие,
исполнительство, творчество (по принципу эстетического переживания пережитого, по
вектору «от жизни – к искусству»).

Содержание художественного образования должно быть таким, чтобы мир
открывался ребёнку в его конкретной творческой деятельности и в чувственных
ощущениях, которые вызывают эмоциональную реакцию, что приводит к ответному
осмысленному и практическому действию по принципу «эстетического переживания
пережитого» (А.П. Ларьков).
Четвёртое. Проектирование инвариантного содержания изобразительной
деятельности, как идеального в условиях интеграции изобразительной и
познавательной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:
 необходима трансформация материала, которая открывает в нем внутренние,
скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети самостоятельно
проходят «открытия» знания или способа действия;
 в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс её
выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр);
 выведение, «порождение» знания протекает, как творческий процесс мысленного
экспериментирования с материалом с целью постижения сущности эстетического
явления на уровне культурных и личностных смыслов.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 №785 – Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»
5. Приказ Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08.2023г. № 963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785 – Д
«Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Реализация
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы осуществляется за пределами Федеральных государственных
образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к
прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным
программам.
Цель программы: Развитие стремления к творческой деятельности для
самовыражения и самореализации личности детей, подготовка руки ребёнка к письму.
Цель программы 1 года обучения:

Создание условий для развития у детей потребности в познании через изобразительную
деятельность.
Задачи:
1. Развитие у детей интереса к разным видам изобразительной деятельности через
расширение творческих задач и экспериментирование с художественными
материалами.
2. Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов,
техник, специальных умений.
3. Развитие фантазии, внимания, чувства цвета, воображения.
4. Развитие умения общаться со сверстниками.
5. Воспитание усидчивости, трудолюбия
Цель программы 2 года обучения:
Создание условий для художественно - творческих способностей детей в области
изобразительного искусства.
Задачи:
Формирование интереса и потребности в самостоятельном художественном творчестве
и способности к экспериментированию.
1. Формирования специальных умений и навыков при создании разнообразных
художественных образов.
2. Обучение сравнению предметов по величине, форме, передачи особенностей
формы предметов.
3. Расширение знаний об объектах, изображениях, языка искусства, способов
творческих действий.
4. Развитие глазомера, чувства пропорции, чувства цвета, чувства линии
симметрии, произвольные действия.
5. Развитие интереса к разным жанрам и видам произведений искусства.
6. Воспитание усидчивости, трудолюбия.
Для успешного обучения нетрадиционным техникам рисования применяются
следующие методы обучения:
1) информационно - рецептивный метод, который включает в себя приёмы
рассматривания и показа образца педагога;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.
Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием
повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в
каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить
часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но
и фантазию и творчество. Педагог, предлагает самостоятельно выполнить не какую либо часть, а всю работу.
1.1.2 Принципы и подходы по формированию Программы
Методологические подходы к формированию программы:
.Личностно - ориентированный подход - предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является
главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностноориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе
изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания
уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на
уважение;

Личностно – деятельностный подход – рассматривает развитие в ходе
воспитания
Диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление
личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в
условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по
принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
Системный подход – как методологическое направление, в основе которого
лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности
отношений и связей между ними. К основным принципам системного подхода
относятся:
- целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое, в
единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и
отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями;
- иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух)
элементов, расположенных на основе подчинения элементов нижестоящего уровня элементам вышестоящего уровня;
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их
взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;
- множественность, позволяющая использовать множество моделей для
описания отдельных элементов и системы в целом;
- наличие системообразующего элемента, от которого в решающей степени
зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы
в целом;
- обратная связь, которая позволяет получать информацию о возможных или
реальных отклонениях от намеченной цели и вносить необходимые изменения;
Средовой
подход,
предусматривающий
использование
возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребёнка. Например, под внешней средой понимается все
социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое
может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на
определённой территории. В качестве элементов социокультурной среды можно
назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения
дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства
массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда
рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует,
функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый
дошкольник. Проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с
позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы
подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности,
организация которых будет способствовать достижению соответствующих для
каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В
таком виде Программа содержит ведущую цель и подцели (задачи),
конкретизирующие образовательную деятельность организации по основным
направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного
подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной
организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между
возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами
родителей) и потребностями ребёнка;

Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать
технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребёнка с
культурой, овладевая которой на уровне определённых средств, ребёнок становится
субъектом культуры и её творцом. В культурологической парадигме возможно
рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное
развитие личности на основе формирования базиса культуры ребёнка.
Достижение поставленной цели и решение задач, осуществляется с учётом
следующих принципов:
1. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о
«зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за
собой;
а) принцип творческого характера развития. Ребенок должен не усваивать чейто опыт, а создавать свой собственный, используя свои креативные способности.
Творческая деятельность, способная порождать уникальный опыт и уникальные
знания, даёт ребёнку возможность полноценно и в своё время реализовать свой
потенциал, раскрыв все свои способности;
б) принцип совместной деятельности и общения. Контакт между педагогом и
обучающимся очень важен в данном образовательном подходе. Исследованиями
доказано, что совместная со взрослым деятельность помогает ребёнку быстрее
овладеть культурой. Интеллектуальное и творческое сотрудничество педагога и
обучающегося является основой качественного развивающего обучения,
обеспечивающей, к тому же, столь необходимый индивидуальный подход;
2.принцип полифункционального подхода,
предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного
занятия;
3. принцип сознательности и активности детей, означает, что педагог
должен предусмотреть в своей работе приёмы активизации познавательных
способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в
решении которых он опирается на свой собственный опыт. Этот принцип
способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и
предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в
практической деятельности в дальнейшем;
4. принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.
Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых
заданий;
5. принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере
овладения и закрепления формирующихся навыков;
6. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения
слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Максимальная вариативность использования предложенного содержания 9 в
кружковой, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности).
Руководство данными принципами обеспечило единство целей, задач,
организационных форм. Средств и методов обучения и содержания Программы.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В процессе занятий 1 года обучения дети знакомятся с изобразительным
материалом, осваивают приёмы смешивания основных красок для получения дополнительных цветов и их оттенков. Знакомятся с тёплыми и холодными цветами, с
разными видами декоративно - прикладного искусства. Получают знания о различных жанрах и видах произведений искусства.
В процессе занятий 2 года обучения дети учатся выделять композиционный
центр. Получают знания о линии горизонта, переднего, заднего плана, видов и
жанров изобразительного искусства. Знакомятся с произведениями русских
художников.
В процессе 3 года обучения дети развивают умения, знания, навыки,
сформированные на предыдущих этапах обучения. Усваивают знания о воздушной
и линейной перспективе. Получают навыки работы в отдельных видах и жанрах
изобразительного искусства.
В результате реализации программы предполагается достижение определённого
уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную
терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся
обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
 приёмы смешивания основных и дополнительных цветов;
 теплые, холодные цвета;
 жанры и виды произведений искусства;
 виды декоративно-прикладного искусства;
 нетрадиционные техники рисования;
 изобразительные материалы.
Уметь:
 работать с изобразительными материалами, бережно относиться к ним;
 смешивать основные краски для получения дополнительных цветов;
 различать тёплые и холодные цвета;
 различать произведения народных промыслов: дымковской игрушки, гжели,
хохломы, городецкой росписи;
 работать в определённых видах и жанрах изобразительного искусства;
 общаться со сверстниками в коллективе;
 ответственно относиться к порученному делу;
 доводить начатое дело до конца.
К концу второго года обучения дети будут знать:
 изобразительные материалы;
 основу композиции;
 жанры и виды произведений искусства;
 виды декоративно-прикладного искусства;
 имена художников определённого периода их картины, факты из истории
изобразительного искусства.
Уметь:
 работать с изобразительными материалами, бережно относиться к ним;
 пользоваться приёмами и средствами композиции, методами работы над
композицией;

 владеть ритмом в композиции;
 различать произведения народных промыслов: дымковской игрушки, гжели,
хохломы, филимоновской росписи;
 выполнять работу в определённых видах и жанрах изобразительного искусства;
 общаться со сверстниками в коллективе;
 ответственно относиться к порученному делу;
 доводить начатое дело до конца.
Мониторинг
Перечень форм подведения итогов: результаты изобразительной деятельности,
конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме
конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др.),
объективно отражают динамику художественного и общего развития детей,
визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования
эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребёнка, а
также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы
самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное
время храниться, не изменяют своё содержание (предмет мониторинга) с течением
времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут
быть предъявлены другому эксперту. Всё это вместе взятое позволяет объективно
оценивать уровень художественно – эстетического и общего развития каждого
ребёнка.
Объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на
личность воспитанников будут качественные личностные изменения.
Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического
наблюдения, беседы с родителями.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через
педагогическую диагностику, адаптированную к условиям ДОУ.
Для подтверждения результативности Программы разработаны показатели и
критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения
обучения, направленные на анализ они помогают своевременно корректировать
образовательный процесс.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
контроля:
начальный (в качестве формы контроля педагог использует диагностику в начале
учебного года, изучение и оценка способности детей).
текущий (основной формой контроля является анализ выполненного задания в
процессе каждого занятия). Устраиваются выставки для родителей.
итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год через диагностику в конце учебного года).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
 через механизм диагностики.
 через просмотры законченных работ.
 через участие детей в городских выставках.
Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности курса обучения
ведётся на каждого ребёнка, при этом учитывается личность и способности конкретного
ребёнка, что позволяет поддерживать в нём веру в собственные возможности, вовремя
выявлять недочёты и корректировать образовательный процесс. При обучении детей
анализу и самоанализу их работы не сравниваются и при выполнении заданий

поощряются любые успехи. Для выявления уровня развития творческих и
коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты,
анализ которых позволяет отследить результативность образовательной программы.
В течение учебного года между кружковцами проводятся различные конкурсы,
позволяющие сделать, выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным
темам. В то же время, проходят тематические выставки. Завершением курса обучения
является итоговая выставка детского сада, призванная показать достижения детей за год.
Лучшие работы отбираются для участия в городских конкурсах, выставках, фестивалях.
II раздел Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной деятельности, описание вариативных форм,
способ, методов и средств по реализации Программы
Занятия с детьми проводятся в разнообразных формах:
1.Занятие – игра.
В игровых занятиях не ставится задача изображения или создание образа. Игры
направлены на развитие воспроизводящего изображения через представление
предметов по их схематическому содержанию.
2. Беспредметная живопись.
На этих занятиях художественный образ создается с помощью различных техник. Дети
учатся находить в пятнах и цветных сочетаниях образ и изображать это на бумаге.
3.Изображение одночастных форм.
Дети изображают одночастные формы с многократным повторением. В этих занятиях
развивается мелкая мускулатура пальцев рук, зрительный контроль, произвольные
действия.
4.Создание живописной композиции с изображением предметного образа;
Создание художественно - выразительного образа средствами живописи.
5.Предметный образ в скульптуре.
Создание образа не в плоскости, а объёмное изображение с помощью различных
материалов.
6.Жанровая живопись.
Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства.
Теоретические знания на занятиях дети получают в процессе беседы, объяснения,
демонстрации образцов, просмотра иллюстрированного материала и использования
художественного слова.
Сюда входят: основы планирования и организации труда, контроль над
качеством исполнения изучаемых техник нетрадиционного рисования. Изучение
инструментов и приспособлений, правила пользования ими, обучение правилам
пользования безопасности труда. Дети знакомятся с различными техниками рисования.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения,
дети осваивают техники изобразительной деятельности:
- рисование по увлажнённой бумаге;
- рисование свечой или восковыми мелками;
- граттаж;
- монотипия;
- тампонирование;
- кляксография;
- рисование пластилином.

Особенностью практических занятий является демонстрация педагогом техник
рисования, элементов росписи декоративно - прикладного искусства.
Организационно - методические пояснения по проведению занятий с детьми
5-7 лет
Данная рабочая программа рассчитана на три год обучения (для детей с 5 до 7
лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно,
включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных
техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование,
рисование по замыслу, включая необходимое оборудование.
Организационно - методические пояснения по проведению занятий с детьми
5-6 лет
Занятия с детьми проводятся в группе. Педагог учитывает возможность
вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми.
Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и
полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор
которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально
размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый
запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на
одном из рабочих столов взрослого. Дети рассаживаются за столы свободно. Занятия
проводятся по подгруппам. Работы, выполненные детьми, располагаются на витрине
творческого стола с подсветкой. Для демонстрации картин, используется ноутбук.
Продолжительность занятий: с детьми 5-6 лет —30 минут.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми
6-7 лет
Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы. Пособия и
оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно
передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо общаются между
собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Продолжительность занятий: с
детьми 5-6 лет —40 минут.
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации,
элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка
то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям
динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли
Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по
законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет
проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения
данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед
началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка
суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям,
необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать
различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать
инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.

Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения
сравнивать, сопоставлять различное эмоционально - образное содержание
произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное
сопровождение
побуждает
дошкольников
через
пластические
этюды,
импровизации
передавать эмоции, чувства в практической деятельности:
рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать,
как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и
красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут
на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои
эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в
обыденном, в неказистом - выразительное.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует
решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества,
индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим
стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех
воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла
помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

1. Учебный план Первый год обучения

№
п/п

Тема

1

Весёлое лето (коллективный
альбом)

2

Лето красное прошло (краски
лета)

3

Деревья в нашем парке

4

Машины на улицах города

5

Осенний натюрморт

6

Загадки с грядки

7

Листочки на окошке

8

Осенние листья (краски осени)

Количество занятий в
Пособие
неделю/
продолжительность
занятия
сентябрь
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 18
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 28
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 34
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 38
октябрь
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 42
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 46
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 50
1/30
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 52

детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические

детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические

9

Золотая хохлома и золотой лес

1/30

10

Золотые берёзы

1/30

11

Лиса – кумушка и лисонька голубушка

1/30

12

«Жила
–
была
(витрина магазина)

1/30

13

Снежный кролик

14

Снеговики
шарфиках

15

«Белая
берёза
окном…»

в

конфета»

1/30
шапочках

и

1/30

моим

1/30

16

Волшебные снежинки (краски
зимы)

1/30

17

Начинается январь, открываем
календарь…

1/30

18

Заснеженный дом

1/30

под

ноябрь
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 68
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 70
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 76
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 80
декабрь
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 90
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 92
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 94
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 96
январь
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 108
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 114

детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические

19

«Весело качусь я под гору в
сугроб…»

1/30

20

Весёлый клоун (с передачей
мимики и движения)

1/30

21

Наша
группа
альбома)

1/30

22

Фантастические цветы

1/30

23

Милой мамочки портрет

1/30

24

Весенний букет (настенная
открытка, этикет поздравлений)

1/30

25

Солнышко улыбнись!

1/30

26

Веселый ковер

1/30

27

Весеннее небо

1/30

28

Нежные подснежники

1/30

(оформление

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 118
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 120
февраль
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 128
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 134
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 144
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 148
март
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 152
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 168
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 170
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 172
апрель

детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические

29

«Я рисую море…»

1/30

30

«По морям, по волнам…»

1/30

31

«Морская азбука»

1/30

32

Заморский натюрморт

1/30

33

Зелёный май (краски весны)

1/30

34

Цветы луговые
композиция)

1/30

35

Радуга - дуга

1/30

36

Нарядные бабочки

1/30

(панорамная

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 174
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 176
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 180
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 190
май
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 198
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 200
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 204
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
планирование, проектирование содержания,
рекомендации. Старшая группа стр. 206

детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические
детском саду:
методические

Второй год обучения
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество занятий в
Пособие
неделю/
продолжительность
занятия
сентябрь
Улетает наше лето
1/40
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 24
1/40
Чудесная мозаика
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 30
1/40
Качели – карусели (детская
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
площадка)
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 34
1/40
Веселые качели
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 36
октябрь
1/40
Плетёная корзинка для
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
натюрморта
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 46
1/40
«Лес, точно терем расписной…»
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 54
1/40
Деревья смотрят в озеро
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 60
1/40
Кто в лесу живет?
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 64
Тема

9

Рюкзачок с кармашками

1/40

10

«Мы едем, едем, едем в далёкие
края…»

1/40

11

Там - сосны высокие

1/40

12

«По горам, по долам…»

1/40

13

Морозные узоры

1/40

14

Шляпы, короны и кокошники

1/40

15

«Дремлет лес под сказку сна»

1/40

16

Ёлкины игрушки –
мишки и хлопушки

1/40

17

Избушка на курьих ножках

1/40

18

Баба – Яга и леший (лесная
небылица)

1/40

шишки,

ноябрь
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 76
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 78
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 82
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 84
декабрь
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 96
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 100
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 102
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 104
январь
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 112
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 114

19

Перо Жар - птицы

1/40

20

Домик с трубой и сказочный
дым.

1/40

21

«Тридцать три богатыря»

1/40

22

Рыбки играют, рыбки сверкают

1/40

23

Белый медведь и
сияние (Белое море)

северное

1/40

24

Я с папой (парный портрет,
профиль)

1/40

25

Салфетка под конфетницу

1/40

26

Мы с мамой улыбаемся (парный
портрет анфас)

1/40

27

Весна идёт (весенние картины в
рамочках)

1/40

28

«Золотой петушок»

1/40

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 118
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 126
февраль
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 130
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 138
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 144
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 150
март
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 154
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 156
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 166
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 168
апрель

29

Голуби на черепичной крыше

1/40

30

«Заря алая разливается»

1/40

31

День и ночь (контраст и нюанс

1/40

32

Летающие тарелки и пришельцы
из космоса

1/40

33

Весенняя гроза

1/40

34

Друг детства

1/40

35

Дерево жизни

1/40

36

Лягушонок и водяная лилия

1/40

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 178
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 180
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 182
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 188
май
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 198
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 202
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 204
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, проектирование содержания, методические
рекомендации. Подготовительная группа стр. 206

Содержание программы.
Первый год обучения (старшая группа)
Весёлое лето (коллективный альбом)
Вид деятельности: рисование сюжетное
Образовательные задачи: рисование простых сюжетов с передачей
движений, взаимодействий и отношений между персонажами.
Лето красное прошло (краски лета)
Вид деятельности: рисование декоративное
Образовательные задачи: создание
беспредметных (абстрактных)
композиций; составление летней цветовой палитры.
Деревья в нашем парке
Вид деятельности: рисование по представлению
Образовательные задачи: рисование листьев деревьев по представлению с
передачей характерных особенностей строения ствола и коры.
Машины на улицах города (коллективная композиция)
Вид деятельности: аппликация с элементами рисования
Образовательные задачи: освоение симметричной аппликации –
вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам.
Осенний натюрморт
Вид деятельности: лепка предметная из солёного или заварного теста
Образовательные задачи: лепка фруктов из солёного теста; создание
объёмных композиций;
знакомство с натюрмортом
Загадки с грядки
Вид деятельности: рисование по содержанию загадок и стихов
Образовательные задачи: рисование овощей по их описанию в загадках и
шуточном стихотворении; развитие воображения.
Листочки на окошке (витраж)
Вид деятельности: аппликация симметричная
Образовательные задачи: сочетание аппликативных техник; создание
коллективной композиции из вырезанных листочков для интерьера группы.
Осенние листья (краски осени)
Вид деятельности: рисование с натуры
Образовательные задачи: рисование осенних листьев с натуры, передавая их
форму карандашом и колорит – акварельными красками.
Золотая хохлома и золотой лес
Вид деятельности: рисование декоративное по мотивам народной росписи
Образовательные задачи: знакомство детей с «золотой хохломой»,
рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по
мотивам хохломской росписи
Золотые берёзы
Вид деятельности: аппликация обрывная с элементами декоративного
рисования
Образовательные задачи: рисование осенней берёзы по мотивам
лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных
техник.
Лиса – кумушка и лисонька - голубушка

Вид деятельности: рисование сюжетное
Образовательные задачи: создание парных иллюстраций к разным сказкам:
создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств
выразительности.
«Жила – была конфета» (витрина магазина)
Вид деятельности: аппликация с элементами рисования (по замыслу)
Образовательные задачи: развитие композиционных умений: передача
пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения
предметов
Снежный кролик
Вид деятельности: лепка из пластилина или солёного теста
Образовательные задачи: лепка выразительных образов конструктивным
способом с повышением качества приёмов отделки; планирование работы
Снеговики в шапочках и шарфиках
Вид деятельности: аппликация из бумаги с элементами рисования
Образовательные задачи: создание выразительных образов снеговика из
кругов разной величины, вырезанных из сложенных вдвое квадратов;
декоративное оформление.
Белая берёза под моим окном…(зимний пейзаж)
Вид деятельности: рисование с элементами аппликации
Образовательные задачи: изображение зимней (серебряной) берёзки по
мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных
изобразительных техник.
Волшебные снежинки (краски зимы)
Вид деятельности: рисование декоративное
Образовательные задачи: построение кругового узора из центра,
симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим
кругам.
Начинается январь, открываем календарь
Вид деятельности: рисование с элементами аппликации
Образовательные задачи: составление гармоничных цветовых композиций,
передающих впечатления о разных временах года.
Заснеженный дом
Вид деятельности: аппликация с элементами рисования
Образовательные задачи: создание выразительного образа заснеженного
дома, творческое применение разных техник аппликации (симметричная ,
обрывная, накладная)
«Весело качусь я под гору в сугроб…»
Вид деятельности: рисование сюжетное с элементами аппликации
Образовательные задачи: развитие композиционных умений (рисование по
всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных
отношений).
Весёлый клоун (с передачей мимики и движения)
Вид деятельности: рисование по замыслу
Образовательные задачи: рисование выразительной фигуры человека в
контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).
Наша группа (оформление альбома)

Вид деятельности: рисование сюжетное
Образовательные задачи: отражение в рисунке личных впечатлений о жизни
в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.
Фантастические цветы
Вид деятельности: рисование по замыслу
Образовательные задачи: рисование фантазийных цветов по мотивам
экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования
лепестков и венчиков.
Милой мамочки портрет
Вид деятельности: рисование по представлению или опорой на фотографию
Образовательные задачи: рисование женского портрета с передачей
характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного
человека.
Весенний букет
Вид деятельности: аппликация коллективная
Образовательные задачи: вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из
бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; декорирование
цветка разными приёмами.
Солнышко улыбнись!
Вид деятельности: аппликация декоративная (полихромная, накладная)
Образовательные задачи: создание многоцветных аппликативных образов
солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали (с разной
формой лучей).
Весенний ковер (плетение из жгутиков)
Вид деятельности: лепка декоративная из пластилина или цветного солёного
теста
Образовательные задачи: лепка коврика из жгутиков разного цвета
способом простого переплетения; поиск аналогий между разными видами
народного искусства.
Весеннее небо
Вид деятельности: рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка,
лессировка)
Образовательные задачи: свободное экспериментирование с акварельными
красками разными художественными материалами: рисование неба способом
цветовой растяжки «по мокрому».
Нежные подснежники
Вид деятельности: аппликация обрывная с элементами декоративного
рисования
Образовательные задачи: воплощение в художественной форме своего
представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств
выразительности (тень, ноздреватый снег).
«Я рисую море…»
Вид деятельности: рисование - экспериментирование
Образовательные
задачи:
создание
образа
моря
различными
нетрадиционными
техниками:
экспериментирование
с
разными
художественными материалами и инструментами
«По морям, по волнам…»

Вид деятельности: аппликация (бумажная пластика с элементами рисования
Образовательные задачи: создание корабликов из бумаги; самостоятельное
комбинирование приёмов силуэтов и рельефной аппликации (передача
движения).
«Морская азбука»
Вид деятельности: рисование коллективное по замыслу
Образовательные задачи: изготовление коллективной азбуки на морскую
тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются
на разных буквах алфавита.
Заморский натюрморт
Вид деятельности: аппликация коллективная
Образовательные задачи: совершенствование техники вырезания округлых
форм из бумаги сложенной вдвое; развитие чувства формы и композиции
(создание натюрморта).
Зелёный май (краски весны)
Вид деятельности: рисование экспериментирование
Образовательные задачи: экспериментальное (опытное) освоение цвета;
развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение
«весенней» палитры.
Цветы луговые
Вид деятельности: аппликация коллективная
Образовательные задачи: вырезание розетковых цветов из бумажных
квадратов, сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы
лепестков (мак, ромашка, василёк).
Радуга - дуга
Вид деятельности: рисование предметное (дидактическое)
Образовательные задачи: самостоятельное и творческое отражение
представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами.
Нарядная бабочка
Вид деятельности: аппликация силуэтная симметричная
Образовательные задачи: вырезание силуэтов бабочек из бумажных
квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему
желанию.
Второй год обучения (подготовительная группа)
Улетает наше лето
Вид деятельности: рисование сюжетное по замыслу (педагогическая
диагностика)
Образовательные задачи: создание условий для отражения в рисунке летних
впечатлений (самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно –
выразительные средства).
Чудесная мозаика
Вид деятельности: рисование декоративное (модульное)
Образовательные задачи: знакомство с декоративными оформительскими
техниками (мозаика) для создания многоцветной гармоничной композиции.
Качели – карусели (детская площадка)
Вид деятельности: аппликация сюжетная коллективная

Образовательные
задачи:
создание
аппликативной
тематической
композиции из однородных элементов (овал и полуовал), трансформируемых в
разные образы (человек, лодочка, самолёт).
Весёлые качели
Вид деятельности: рисование сюжетное по замыслу
Образовательные задачи: отражение в рисунке своих впечатлений о
любимых забавах и развлечениях; самостоятельный поиск изобразительно –
выразительных средств.
Плетёная корзина для натюрморта
Вид деятельности: аппликация и плетение из бумажных полос
Образовательные задачи: создание плетёной формы, как основы будущей
композиции (корзина для натюрморта из фруктов). Совершенствование
техники аппликации.
Лес, точно терем расписной…
Вид деятельности: рисование и аппликация из бумаги (коллаж)
Образовательные задачи: самостоятельный поиск оригинальных способов
создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение,
прорезной декор) и составление многоярусной композиции.
Деревья смотрят в озеро
Вид деятельности: рисование в технике «по мокрому» (с отражением)
Образовательные задачи: ознакомление детей с новой техникой рисования
двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками
(монотипия, отпечатки).
Кто в лесу живет?
Вид деятельности: аппликация силуэтная
Образовательные задачи: создание сюжетной композиции из силуэтов
животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из
бумаги, сложенной пополам
Рюкзак с кармашками
Вид деятельности: аппликация предметная (коллективная композиция)
Образовательные задачи: создание оригинальной композиции с
заменяемыми деталями в кармашках (рюкзачок с его содержанием)
«Мы едем, едем, едем в далёкие края…»
Вид деятельности: рисование по замыслу (оформление коллективного
альбома)
Образовательные задачи: отображение в рисунке впечатлений о поездках –
рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во
время путешествия.
Там – сосны высокие
Вид деятельности: аппликация ленточная (коллективная композиция)
Образовательные задачи: создание коллективной композиции из ленточных
аппликаций (сосны, ели, кедры) на основе объединяющего образа (гора).
«По горам по долам…»
Вид деятельности: рисование карандашами с элементами аппликации и
письма
Образовательные задачи: отражение в рисунках своих представлений о
природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа)

Морозные узоры
Вид деятельности: рисование декоративное по мотивам кружевоплетение
Образовательные задачи: рисование морозных узоров в стилистике
кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая
линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.).
Шляпы, короны и кокошники
Вид деятельности: аппликация декоративная с элементами дизайна
Образовательные задачи: конструирование головных уборов (шляп,
кокошников, корон) для самодельных праздничных костюмов и оформление
декоративными элементами.
«Дремлет лес под сказку сна»
Вид деятельности: рисование по мотивам литературного произведения
Образовательные задачи: создание образа зимнего леса по замыслу,
самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон
деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу)
Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки
Вид деятельности: лепка из солёного теста (тестопластика)
Образовательные задачи: создание новогодних игрушек в технике
тестопластики – лепка из солёного теста или вырезывание формочками для
выпечки фигурок животных и бытовых предметов (по замыслу)
Избушка на курьих ножках
Вид деятельности: аппликация
Образовательные задачи: самостоятельный поиск аппликативных способов
и средств художественной выразительности для создания оригинального образа
сказочной избушки на курьих ножках.
Баба – Яга и леший (лесная небылица)
Вид деятельности: рисование сюжетное по замыслу
Образовательные задачи: рисование сказочных сюжетов по замыслу:
самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов
передачи действий и взаимоотношений героев.
Перо Жар – птицы
Вид деятельности: аппликация с элементами рисования и письма
Образовательные задачи: сочетание в одном художественном образе
аппликативных, графических и каллиграфических элементов; освоение приёмов
штриховки и тушёвки цветными карандашами.
Домик с трубой и сказочный дым
Вид деятельности: аппликация и рисование - фантазирование
Образовательные задачи: создание фантазийных образов, свободное
сочетание изобразительно – выразительных средств в красивой зимней
композиции.
«Тридцать три богатыря»
Вид деятельности: аппликация (коллективная композиция
Образовательные
задачи:
создание
коллективной
аппликативной
композиции по мотивам литературного произведения. Совершенствование
техники аппликации, свободное сочетание приёмов работы и материалов.
Рыбки играют, рыбки сверкают
Вид деятельности: рисование с элементами аппликации и письма

Образовательные задачи: самостоятельное и творческое отражение
представления о природе разными изобразительно – выразительными
средствами.
Белый медведь и северное сияние (Белое море)
Вид деятельности: рисование с элементами аппликации
Образовательные задачи: самостоятельный поиск способов изображения
северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование
северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.
Я с папой (парный портрет, профиль)
Вид деятельности: рисование по представлению
Образовательные задачи: рисование парного портрета в профиль,
отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных
людей (себя и папы).
Салфетка под конфетницу.
Вид деятельности: аппликация декоративная (прорезной декор)
Образовательные задачи: освоение нового приёма аппликативного
оформления бытовых изделий – прорезным декором («бумажным фольклором»).
Обогащение аппликативной техники.
Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)
Вид деятельности: рисование по представлению
Образовательные задачи: мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)
Весна идёт (весенние картины в рамочках)
Золотой петушок
Вид деятельности: рисование по мотивам литературного произведения
Образовательные задачи: рисование сказочного петушка по мотивам
литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и
композиции.
Голуби на черепичной крыше
Вид деятельности: аппликация силуэтная ленточная
Образовательные задачи: создание коллективной композиции, свободное
размещение вырезанных элементов (силуэтная, ленточная и обрывная
аппликация).
«Заря алая разливается»
Вид деятельности: рисование акварельными красками с элементами
аппликации
Образовательные задачи: рисование восхода солнца (заря алая)
акварельными красками. Совершенствование техники рисования «по мокрому».
День и ночь (контраст и нюанс)
Вид деятельности: рисование декоративное с элементами аппликации
Образовательные задачи: ознакомление с явлением контраста в искусстве,
пояснение специфики и освоение средств художественно – образной
выразительности.
Летающие тарелки и пришельцы из космоса
Вид деятельности: лепка, аппликация или рисование (по выбору)
Образовательные задачи: изображение пластическими, графическими или
аппликативными средствами разных пришельцев и способов их перемещения в
космическом пространстве.

Весенняя гроза
Вид деятельности: рисование по замыслу
Образовательные задачи: отражение в рисунке представлений о стихийных
явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно –
образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей
передать движение.
Другие детства
Вид деятельности: рисование с натуры
Образовательные задачи: рисование игрушки с натуры. Знакомство с
эскизом как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок
карандашом или углем), передавать цвет и фактуру любыми материалами по
выбору. Формирование умения передавать в рисунке свое отношение к игрушке.
Дерево жизни
Вид деятельности: лепка рельефная из солёного теста (в парах)
Образовательные задачи: создание сложной композиции из солёного теста
по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Совершенствование техники
рельефной лепки из солёного теста. Развитие способности к композиции.
Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к
народной культуре, желания участвовать в оформлении интерьера детского сада.
Лягушонок и водяная лилия
Вид деятельности: аппликация сюжетная или рисование (по выбору)
Образовательные
задачи:
составление
сюжетных
композиций,
самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно –
выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию
природы и отражению полученных представлений в художественных образах.
Развитие чувства цвета, формы и композиции.
III Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Организация развивающей предметно – пространственной среды является
непременным компонентом, элементом для осуществления педагогического
процесса, носящего развивающий характер. Предметно – пространственная среда
как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально –
культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального
и ближайшего развития.
Развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как
система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально –
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для
овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без
чрезмерного обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивать
реализацию вариативной части основной образовательной программы в
совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности
ребёнка, с учётом его потенциальных возможностей, интересов и социальной
ситуации развития.

В настоящее время в ФГОС ДО заявлено, что дошкольное образование
должно
быть
ориентировано
не
на
формальную
результативность
, а на поддержку интересов, способности ребёнка, на его самореализацию. Как
известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и
обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной
деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку
необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый
момент его развития. Насыщение окружающей ребёнка среды должно
претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов
ребёнка дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение
в активную коммуникативно – речевую и познавательно – творческую
деятельность как одного ребёнка, так и детей группы. Поэтому предметно –
развивающая среда должна приобрести характер интерактивности.
Предметно – пространственная среда должна обеспечивать:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность
её преобразования в целом.
3. Доступность, разнообразие автодидактических пособий ( с возможностью
самоконтроля действий ребёнка).
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и
родителями.
Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:
- насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем;
- трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих
воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного
использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- вариативность среды предполагает, наличие в группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей;
- доступность среды предполагает, доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасность предметно - пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования;

- учета полоролевой специфики- обеспечение предметно-развивающей среды
как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
- учета национально-культурных особенностей села, города, края.
Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития
самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность
комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно
воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со
сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.
В реальном образовательном процессе реализация содержания образования
обеспечивается развивающей предметно-пространственной средой, в создании
которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется
возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение развивающей
предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом
активизации, является одним из значимых психофизиологических механизмов
перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной,
социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации. Развивающая среда
способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство
защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную
атмосферу образовательного процесса.
3.2 Кадровое условия
ФИО педагога
квалификация
Документ о квалификации:
Диплом о профессиональной переподготовке на
ведение профессиональной деятельности в сфере
«Педагогическая деятельность по разработке и
реализации
программ
дополнительного
образования детей и взрослых»
3.3. Материально – техническое обеспечение
Для работы по данной программе необходимо следующее оборудование:
Наименование
Белая бумага
Картон белый, цветной
Коробка для обрезков
Цветные карандаши
Фломастеры
Просты карандаши
Цветная бумага
Ножницы
Клей
Розетки для клея
Клеевые кисточки
Пластилин
Дощечки или плёнки
Стеки
Ластик
Краски акварельные
Гуашь

Количество
1 уп.
10 уп.
1 шт.
10 уп.
10 уп.
10 шт.
10 уп.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 уп.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.

Матерчатые салфетки
Мольберт
Кисточки
Палитра
Баночки для воды

10 шт.
4 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
Нетрадиционный материал

Бисер
Перышки
Фантики
Ватные палочки
Ватные тампоны
Поролоновые губки
Леска
Пуговици
Иллюстрации и обложки старых журналов
Солёное или заварное тесто
Бумажные салфетки (белого, голубого цвета)

Наглядно - дидактические пособия.
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Учебно - наглядное пособие «Зимние народные развлечения в русской живописи
«Культурные праздники для детей» автор В.И. Савченко изд. Детство - пресс, г. Санкт Петербург, 2019г.
Учебно - наглядное пособие «Обучение старших дошкольников составлению
сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью «Весна», конспекты
культурных практик. Автор В.И. Савченко, изд. Детство - пресс, г. Санкт - Петербург,
2019г.
Учебно - наглядное пособие «Обучение старших дошкольников составлению
сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью «Лето», конспекты
культурных практик. Автор В.И. Савченко, изд. Детство - пресс, г. Санкт - Петербург,
2019г.
Учебно - наглядное пособие «Обучение старших дошкольников составлению
сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью «Осень», конспекты
культурных практик. Автор В.И. Савченко, изд. Детство - пресс, г. Санкт - Петербург,
2019г.
Учебно - наглядное пособие «Обучение старших дошкольников составлению
сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью «Зима», конспекты
культурных практик. Автор В.И. Савченко, изд. Детство - пресс, г. Санкт - Петербург,
2019г.
Наглядно - дидактическое пособие «Мир искусства «Пейзаж», автор Е.В. Краснушкин,
изд. «Мозаика - синтез, 2016г.
Наглядно - дидактическое пособие «Мир искусства «Портрет», автор Е.В. Краснушкин,
изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Жостовский букет», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Городецкая роспись», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Филимоновская игрушка», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Хохломская роспись», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Узоры Северной Двины», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Сказочная гжель», автор

14.
15.
16.
17.

Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Мезенская роспись», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Филимоновская игрушка», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Альбом для творчества «Народное искусство - детям «Плохов - Майдан», автор
Ю.Дорожин, изд. «Мозаика - синтез», г. Москва 2016г.
Муляжи овощей, фруктов, животных.

3.4. Планирование образовательной деятельности
Учебный план
Дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Цветные ладошки» для детей от 5 до 7 лет.
Старшая группа (1 занятие в неделю/36 занятия в год);
Подготовительная к школе группа (1 занятие в неделю/36 занятия в год).
Направле
Название
Форма
Учебная группа
Возра Количество
нность
детского
заняти
ст
учебных
дополнит объединения
й
Год
Количе Наполня детей
часов в
ельного (по программе
обучен ство
емость
нед ме го
образова
ия
групп
елю ся д
ния
ц
Художест Дополнительн группо
1
1
10
5 -6
1 4
36
венно ая
вая
лет
эстетичес общеразвиваю
1
1
10
6-7
1 4
36
кое
щая
лет
программа
«Цветные
ладошки»

3.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
по дополнительным образовательным услугам
на 2025-2026 уч. год
Старшая группа Подготовительная группа
Содержание
Количество возрастных групп
1
1
Начало учебного года
1 сентября 2025г
1 сентября 2025г
Окончание учебного года
30 мая 2026г
30 мая 2026г
Продолжительность
учебного
36 недель
36 недель
года
Адаптационная неделя
01.09.2025
01.09.2025
по 05.09.2025
по 05.09.2025
1 полугодие
18 недель
18 недель
2 полугодие
18 недель
18 недель

каникулы
Продолжительность недели
Количество занятий по ДОП
Объем недельной
образовательной нагрузки

С 31.12.2025 по
12.01.2026
5 дней
1
30 минут

С 31.12.2025 по 12.01.2026
5 дней
1
40 минут

3.6. Финансовые условия реализации программы
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется
основании расчёта затрат на материальные запасы.

на

3.7. Методическая литература
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /
Г.Г. Григорьева. - М., 2000. С. 304-337.
2. Т. В. Королева «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет», ТЦ «Сфера», М.,
2010.
3. Лыкова И.А.– «Изобразительная деятельность в детском саду»
подготовительная к школе группа», Издательский дом «Цветной мир», М. 2013 г.
4. Лыкова И.А.– «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя
группа, Издательский дом «Цветной мир», 2013г.
5. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» , ТЦ «Сфера»,
М., 2017
6. Шайдурова Н. В. «Рисуем человека по алгоритмическим схемам», СПб
«Детство – Пресс», 2017 г.
7. Шайдурова Н. В. «Рисуем растения по алгоритмам», СПб «Детство –
Пресс», 2017 г.
АННОТАЦИЯ
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки»,
художественной направленности является модифицированной и составлена на
основе авторской программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» с изменением
и учетом особенности возраста и уровня подготовки детей.
Программа рассчитана на учащихся с 5 до 7 лет, срок реализации 2 года,
объем программы 36 часов.
Педагогическая целесообразность заключается в использовании этой
программы в дошкольном учреждении в качестве парциальной и дополняет
содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность. Эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство
формирования эстетического отношения к миру и художественного развития
средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного
искусства и эстетической действительности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».